Главная \ Все Новости \ ВСТРЕЧАЙТЕ МАСЛЕНИЦУ! Старинные масленичные забавы Калужской губернии"

Все новости

ВСТРЕЧАЙТЕ МАСЛЕНИЦУ! Старинные масленичные забавы Калужской губернии"

      «Встреча Масленицы»  в Калужской губернии начиналась так: в мясопустную субботу перед заговенами хозяйка, когда начинает печь блины, посылает кого-либо из своих ребят лет 8-10 «встречать Масленицу»; она вручает мальчику блин, и он с этим блином должен «ездить» по огороду верхом на ухвате или кочерге, крича:

                                       Прощай, зима холодная,

                                       Приходи лета красивая.

                                       Соху, борону и пахать пойду!

      В начале Масленой, в понедельник, девицы отправляются на горку; часть из них начинают кататься в ров на скамьях, другие же, стоя «кучкой» наверху горы, «играют»  (т.е. поют) следующую песню:

                                        Ой, ды, масленица на двор взъежжаеть,

                                        Широкая на двор взъежжаеть,

                                        А мы, девушки, её сустречаем,

                                        А мы, красные, её сустречаем.

          

     «Масленичная кукла». Одевание  «Масленицы» носило характер женского ритуала. В избу приносили сноп соломы, внутрь верхней части снопа, между колосьев, вставляли комок чёсаного льна-голову, обмотанную тряпкой и обшитую куском холста с нарисованными углём носом, глазами, бровями. Голову к снопу привязывали оборкой. Руки делали из жгута соломы и прикрепляли их лыком к голове. Груди делали из комков старья и подвязывали к снопу холщёвыми тряпками. На куклу надевали «изотканную» рубаху, шубку «загранёвую» (ситцевую) «лупоглазую» с ярким рисунком « перьями», «яблоками» и фартук. Отрезной красный платок повязывали ей на голову «под холопчик», т.е. концами назад. Чтобы полюбоваться куклой, её ставили на ступеньки лестнички, которая вела на печку. Затем её несли в толпу гуляющих. В деревнях Высокиничской волости (Жуковский р-н Калужской обл.) масленичную куклу наряжали мужиком, становили на сани и на санях с песнями под гармошку возили по окрестным деревням.

     Во многих деревнях Калужской губ., также как и в Святки, наряжали «кабылу»: длинный сноп соломы, скелет головы лошади на палке, всё вместе покрывали веретьем (рядном, дерюгою), придавая форму лошади. Под веретье становились двое молодых парней, которые и служили конечностями для кобылы. С гармоникой, звоном в косы и бубенцы водили кобылу по деревне, плясали и пели песни.

     В Гамаюнских сёлах (ряд деревень недалеко от г. Калуги наст.Перемышльског р-на) в начале 20-го века в субботу масленичной неделе на улице «наряжали коня». Делали этого коня молодые ребята из деревянных подпорок и соломы, обёртывали его вывернутой шубой, «мордву (морду) тоже шубную делали». На шею «коню» надевали «свадьбишный нашейник с гремками» (ожерелье из дутых медных бусин с такими же подвесками («цепками») из «дутиков»). На готового коня садился парень, тянул за повод: «мордва подымалась, а гремки звенели». Парень шагал и волок за собой коня. Впереди шли ребята с гармонистом, а сзади толпа народу- и старый и малый. Ребятишки кричали: «Масляница едет!». В пятницу и субботу в селениях Гамаюнщины  бабы и старые мужики катались с гор на донцах (донце – доска с гнездом (отверстием) куда вставляется гребень (мыкало) с надетым чёсаным льном, который прядут). От этого льны должны были  родиться длиннее.

    В понедельник Масленой Недели  в с. Перестяги бывшего Сухиничского уезда Перестяжской волости коня делали на деревянных подпорках из плетёной соломы – «солома плетётся как лапоть: весь плетёный и спина и брюхо». На шею ему «цепляли звонки». Девки к Масленой мастерили бумажные цветы, парни их «выкупали» и украшали коня. С понедельника, после обеда, начинали ходить с конём по деревне; подходя к окну, спрашивали: «Хозяева! Нужон конь посмотреть?» и представляли «всякую чудовину». За «игру с конём», которая продолжалась несколько дней, парни получали с хозяев яйца, деньги.

    В старину в д. Машковичи Лихвинского уезда (Дзержинский р-н) с первых дней Масленицы по тем хатам, где есть молодые, начинали ходить ряженые: «старик», «старуха» и «коза». Козою наряжался мужик. На голову ему надевали деревянную козлиную голову со щёлкающими челюстями и деревянным красным вертящимся языком. Ряженых сопровождали два музыканта, один с гармоникой, другой с бубном, и под их игру «коза» плясала. Молодые угощали всю группу вином, особенно усердно подносили «козе»: вино вливали в рот козлиной голове, и оно стекало в подставленный кувшин. Вино это распивалось ряжеными после обхода изб.

    В других деревнях был обычай старухе наряжаться «молодой»: нарядится в красный наряд, «сделает брюхо» и идёт плясать с парнем. А то двое наряжались в «бабку» с «дедом»: старуха с льняной бородой, в суконной шляпе с полями, с костылём в руке, а старик в сарафане. Щёки у них подмазаны красной краской, брови-углем. «Ряженые гудят на улице, входят также в обнимку в избы и там  начинают представление»…

    В 20-х годах прошлого века в деревню Перемышльского района из соседней деревни Лодыгино наезжали в Прощённое воскресенье ряженые. Один был одет медведем: в вывороченном тулупе, на цепи, лицо вымазано «сыпухой» (сажей), одна нога в валенке, другая в лапте, с ним вожак с гармонией (гармошкой). Ходили по улице, «медведь» плясал, гонялся за людьми. Ряженым подносили вина.

   «Катание Масленицы». В с. Кипеть Сухиничского уезда куклу, сделанную из большого деревянного толкача и наряженную бабой, девки и молодые женщины катали на лошади по селению с пением песни: «Масленица-кривошейка, покатай нас хорошенько».

     В четверг на масленой неделе посреди деревни на просторном месте устраивали катание на своеобразных самодельных каруселях, которые назывались «круглая Масленица». Делались они так: нагребали кучу снега, поливали водой, чтобы она обледенела, втыкали наверху её кол с надетым на него колесом (колесо спускалось вниз по колу); к ступице колеса привязывали жердь, а к её свободному концу-салазки. Ребята крутили колесо, а ребятишки и девчата катались друг за другом на салазках кругом кола.

   «Проводы Масленицы»  В г. Калуге в понедельник первой недели Великого поста выполнялся следующий обычай: на бывшей Плац-парадной площади (Ленинский Сквер) наряжали в женский крестьянский костюм соломенную куклу – «Масленицу» - и сажали в расписные, украшенные резными лебедями, сани. Эти сани на увешанных бубенцами гужах везли молодые люди; другие бежали рядом с гармониями и дудками-самоделками, играли, дудели, свистели. Пройдя через весь город, участники потехи направлялись в Подзавалье (окраина города) и, наконец, сжигали  в Лаврентьевской роще. Отсюда в Калуге бытовало выражение - «В Чистый понедельник в Подзавалье Масленицу провожают».

      В Угодско-Заводской волости (наст. Жуковский р-н)  Масленицу, широко да раздольно, гуляли семь дней, а воскресенье-последний день Масленицы - звался «прощёным». С утра  шли в  храм на воскресную службу, у всякого встречного, знакомых, родни просили прощения за все  нанесённые обиды, говоря: «Ефим Петрович (Марья Поликарповна) прости меня, Христа ради, ежели  что не так», на что должны были ответить: «Бог простит, и я прощаю, и ты меня прости»,  а  по окончанию службы, как  колокола зазвенели, все торопились домой -  «заговляться», т.е. доедать в обед «скоромное» - мясное да молочное, сдобное – холодец, блины, пироги. Как отобедали, остатки скоромного – скотине, а на ужин уже подавали постное- пареную репу, саламату- блюдо из запаренной в печи жареной ржаной муки, квас да хлеб. С понедельника после Прощённого воскресенья- начало Великого поста. Пост иные старики так держали строго, что даже квасу не пили, а вместо него воду. Послабление в пост давали только детям до 3-х лет и болящим по благословению священника.

      Чучело Масленицы же еще в субботу свезут на санях в поле да там и «растрепють - одёжу свою заберут, а солому, которой чучело набивали, раскидают – на хороший урожай».

                                            Клуб «Светёлка» (рук. Грин И.В.)

                                         ГДК  г. Жуков ГАУКС «Возрождение»

Заказать звонок
Наш адрес:
249191, город Жуков, улица Гурьянова, дом 2
Адрес:
249191, город Жуков, улица Гурьянова, дом 2