Главная \ Все Новости \ «КУЗЬМИНКИ» - ДЕНЬ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

Все новости

«КУЗЬМИНКИ» - ДЕНЬ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

«КУЗЬМИНКИ» - ДЕНЬ СВЯТЫХ КОСЬМЫ И ДАМИАНА

    14 ноября (1 ноября по ст. ст.) – день, посвящённый памяти Святых бессребреников Косьмы и Дамиана, известных по церковным преданиям как врачи, даром лечившие людей и прославленных за свое бескорыстие. Звался этот день в народной Руси больше всего «кузьминками». Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником (другое его название – «зимний Кузьма-Демьян»). В устном народном месяцеслове этому празднику отведено свое почётное место.

ку1

     Святые Косьма и Дамиан в  народном понятии слились в один нераздельный облик «Божьего кузнеца – Кузьмы-Демьяна». Есть сказания, утверждающие, что кузнец Кузьма-Демьян не только куёт плуги да бороны, но и научил людей земледельческому труду, за что и окружён особым почётом в народной памяти.

ку2

     По народным погодным наблюдениям, со дня Святых Косьмы и Дамиана заковывает зима и землю, и воды: «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит», «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются!» – говорит народ. «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать!», «Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт!», «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна!» и т. п.

     Приговаривали при этом поговорки и о простых кузнецах.: «Для того кузнец и клещи кует, чтобы рук не ожечь!», «Не кует железа молот, кует кузнецов голод!», «Кузнецу, что козлу – везде огород!», «У кузнеца что стукнул – везде гривна!», «У кузнеца рука легка, была бы шея крепка!», «Кому Бог ума не дал, тому и кузнец не прикует!», «Не ищи у калашника дрожжей, у кузнеца лишних угольев, у сапожника сапог на ногах!», «Кузнец Кузьма – бесталанная голова!», «Есть кузнецы, что по чужим сундукам куют (воры)!»

    День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников».

      Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок». Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки (цыплятки) водились». За трапезой наблюдали также, чтобы не ломали костей, а то цыплята будут уродливые.

ку3

     В некоторых местностях женщины приносили кур на Кузьму и Демьяна к обедне. «Курица – именинница, и ей Кузьме-Демьяну помолиться надо!», «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный Бог!» – так объясняли этот обычай.

    Святой кузнец Божий Кузьма-Демьян не только плуги, землю и воды куёт, а и свадьбы, недоигранные в октябре, доковывает. Потому и воздается ему в старинном свадебном стихе: 

Там шел Кузьма-Демьян 
На честной пир, на свадебку: 
Ты, святой ли, Кузьма Демьянович! 
Да ты скуй ли ка нам свадебку, 
Ту ли свадебку – неразрывную, 
Не на день ты скуй, не на неделюшку, 
Не на май-месяц, ни на три года, 
А на веки вековечные, 
На всю на жизнь нерасстанную! 

     Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. 

      Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье.  Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай – неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

  ку4

     Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремёсел, особенно женского рукоделия. Объяснялось это тем, что со дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка Кузьма-Демьян, – говорили они, садясь за пряжу, – сравняй меня позднюю с ранними!» (то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше). В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников.

ку5

Заказать звонок
Наш адрес:
249191, город Жуков, улица Гурьянова, дом 2
Адрес:
249191, город Жуков, улица Гурьянова, дом 2